О крещенской воде

Зачем освящают воду?

Вода занимает важное место в нашей повседневной жизни. Однако она имеет и высшее значение: ей свойственна целебная сила, о чем неоднократно говорится в Священном Писании.

В Новозаветное время вода служит духовному возрождению человека в жизнь новую, благодатную, очищению от грехов. В разговоре с Никодимом Христос Спаситель говорит: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5). Сам Христос в начале Своего служения принял Крещение от пророка Иоанна Предтечи в водах реки Иордан. В песнопениях службы этому празднику говорится, что Господь «очищение водою роду человеческому дарует»; «Струи освятил еси Иорданския, державу сокрушил еси греховную, Христе Боже наш…».

Великое и малое освящение

Водоосвящение бывает малое и вели­кое: малое совершается в течение года неоднократно (во время молебнов, совершения Таинства Крещения), а великое — только в праздник Крещения Господня (Богоявления). Водоосвя­щение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, кото­рое стало не только первообразом таин­ственного омовения грехов, но и действи­тельным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти.

Великое водоосвящение совершается по Уставу в конце литургии, после заамвонной молитвы, в самый день Богоявления (6/19 января), а также и в навечерие Богоявления (5/18 января). В самый день Богоявления во­доосвящение совершается с торжествен­ным крестным ходом к источникам воды, известным под названием «хода на Иордан».

Для чего употребляют святую воду?

Крещенская святая вода (ее называют также Великая Агиасма) ― одна из величайших святынь. Она не портится длительное время, подает исцеление недугов душевных и телесных, гасит пламя страстей, отгоняет злых духов ― вот почему ею ок­ропляют жилище и всякую вещь, которую освящают.

Преподобный Серафим Саровский после исповеди паломников всегда давал им вку­шать из чаши святой крещенской воды.

Преподобный Амвросий Оптинский послал смертельно больному человеку бутылку со святой во­дой — и неизлечимая болезнь, к изумле­нию врачей, отошла.

Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять про­дукты и саму пищу иорданской (крещен­ской) водой. Когда кто-нибудь сильно болел, старец Серафим благословлял принимать по столовой ложке святой воды каждый час. Он говорил также, что сильнее лекарств, чем святая вода и освященное масло, нет.

«Освященная вода,— писал святитель Димитрий Херсонский,— имеет силы к освящению душ и телес всех, поль­зующихся ею».

Как следует употреблять святую воду

Святую воду, как и просфору, принято употреблять натощак, после утреннего молитвенного правила, с особым благоговением и молитвой: «Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь».

Хотя и желательно — из благоговения к святыне — принимать Богоявленскую воду натощак, но по особой нужде в помощи Божией — при недугах или нападениях злых сил — пить ее можно и нужно, не колеблясь, в любое время.

При благоговейном отношении святая вода остается свежей и приятной на вкус долгое время. Хранить ее следует в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом.

Различна ли по своим свойствам вода, освященная в день Крещения и в крещенский сочельник?

Нет. И в сочельник, и в сам день праздника вода освящается одним и тем же чином великого водоосвящения.

Правда ли, что купание в проруби на Крещение очищает все грехи?

Это не так! Купание в проруби (иордани) ― это старинный добрый народный обычай, который не является все же церковным таинством. Оставление грехов, примирение с Богом и Его Церковью возможно только в таинстве покаяния, во время исповеди в храме.

Бывает ли, что святая вода «не помогает»?

Святитель Феофан Затворник пишет: «Вся благодать, идущая от Бога через святой Крест, святые иконы, святую воду, мощи, освященный хлеб (артос, антидор, просфоры) и др., включая Святейшее При­частие Тела и Крови Христовых,— имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаянные мо­литвы, покаяние, смирение, служение людям, дела милосердия и проявление других добродетелей христианских. Но если нет их, то эта благодать не спасет, она не действует автоматически, как та­лисман, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан (без добродетелей)».

Чудеса исцелений происходят и в на­ши дни, и они бесчисленны. Но чудесных действий святой воды удостаиваются лишь те, кто прием­лет ее с живой верой в обетования Бо­жия и силу молитвы Святой Церкви, те, кто имеет чистое и искреннее желание изменения жизни, покаяния, спасения. Бог не творит чудес там, где хотят ви­деть их только из любопытства, без ис­креннего намерения воспользоваться ими к своему спасению. «Род лукавый и пре­любодейный, — говорил Спаситель о своих неверующих современниках, — ищет знамения; и знамение не дастся ему».

Чтобы святая вода принесла нам пользу, будем заботиться о чистоте души, о вы­соком достоинстве наших помыслов и поступков.

материал взят с сайта «Православие и современность»