Преображение Господне

День Преображения Господня является одним из двенадцати главных христианских праздников, который установлен в честь непостижимого преображения Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа — явление Его в Божественном величии и славе на горе Фавор перед своими учениками и будущими апостолами Петром, Иаковом и Иоанном. Это  явление описывают сразу три евангелиста — Матфей, Марк и Лука (Мф. 17:1–6, Мк. 9:1–8, Лк. 9:28–36).

В последний год Своего общественного служения, находясь в Кесарии Филипповой, Господь в преддверии грядущих страданий начал открывать ученикам то, что «Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мф. 16:21). Слова Учителя сильно опечалили апостолов, и особенно Петра, который стал прекословить Спасителю, говоря: «Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» (Мф. 16:22). Заметив скорбь учеников и желая облегчить ее, Иисус Христос обещал некоторым из них показать ту славу, в какую Он облечется по Своем отшествии: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» (Мф. 16:28).

Спустя шесть дней Господь в сопровождении учеников отправился из Кесарии в пределы Галилеи. Остановившись у горы Фавор, Он взял с Собой трех учеников – Петра и братьев Иакова и Иоанна и взошел с ними на вершину помолиться. И апостолы, утомившись, уснули: «Петр же и бывшие с ним отягчены были сном» (Лк. 9:32).

Во время их сна Господь Иисус Христос преобразился: «И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею» (Лк. 9:29). Очнувшись от сна, апостолы увидели Его в светлых одеждах с исходящим от Него ярким светом. Христос беседовал с двумя мужами – пророками Моисеем и Илией о предстоящих страданиях. Когда разговор подходил к концу, Петр проникся дерзновением и сказал Господу: «Наставник! хорошо нам здесь быть, сделаем три кущи, одну – Тебе, одну – Моисею и одну – Илии» (Лк. 9:33). Но Иисус тотчас показал ему, что не имеет нужды в скинии, что Он есть Тот, Кто в продолжение 40 лет делал в пустыне палатки из облака его отцам. «Когда Он еще говорил, – повествует евангелист Матфей, – се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17:5).

При этих словах апостолы в сильном страхе пали ниц. В это время слава Господня, а вместе с ней и пророки, скрылась от них. Господь подошел к лежавшим на земле ученикам, говоря: «Встаньте и не бойтесь» (Мф. 17:7) Подняв глаза, апостолы никого не увидели, кроме Господа Иисуса. Они стали спускаться с горы. Дорогой Господь заповедал им никому не говорить о видении до тех пор, пока Он не примет страдания и смерть и не воскреснет в третий день. Апостолы выполнили просьбу Спасителя и умолчали до поры об увиденном.

Моисей когда-то молил Бога Отца, чтобы Он явил ему Свою Божественную славу лицом к лицу. Бог на это ответил: «человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх. 33:20). Апостолы же по воле Господней удостоены были увидеть преображение Сына Божия от человеческого облика к божественному, чтобы засвидетельствовать об этом всему миру. В момент преображения Господь Иисус Христос на мгновение открыл не только Свою славу, но и славу Царства Небесного, в котором он встретит души Своих апостолов, когда они окончат свой земной подвиг мученической смертью. Когда перед апостолами открылись двери Небесного Иерусалима,  и они увидели славу Спасителя и свет Небесного града, они пережили чувство великой радости, заполнившей их души. На этой горе Господь дал почувствовать Своим ученикам то, что их ждет в жизни вечной.

Несмотря на то, что вспоминаемое событие совершилось за 40 дней до распятия Спасителя, оно отмечается в августе, а не в феврале, так как иначе празднование приходилось бы на время Великого поста. По установленной традиции, временной промежуток в 40 дней отделяет Преображение от празднуемого 14 (27) сентября Воздвижения Креста Господня, когда Церковь вновь вспоминает Христовы страсти и Его страдание на кресте.

Праздник Преображения Господня отмечается с IV века – времени, когда святая царица Елена построила храм Преображения Господня на месте события. С V столетия празднование получило повсеместное распространение на христианском Востоке.

Народное название праздника Преображения Господня – Яблочный Спас. В этот день по традиции освящаются плоды нового урожая. По уставу положено освящать виноград, но в России, где виноград не вызревает, – яблоки. Освящение является выражением благодарности Богу от благословенной Им природы.

В момент Преображения Бог дал возможность увидеть сочетание двух сущностей во Христе: сияние в человеческом теле Христа Божественного света. Слушая Бога, строя свою жизнь на учении, которое принес Иисус Христос, мы уподобляемся Ему. И мы всегда должны помнить, что Господь каждому дает возможность преобразить свою душу, свое сердце через любовь к ближнему, через праведную жизнь, через добрые дела, через милосердие души.

Приходской сайт