Возлюбленные о Господе всечестные отцы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братия и сестры!
С радостью от всего сердца поздравляю вас с Рождеством Христовым!
В эти дни мы не просто вспоминаем, но вновь переживаем величайшее событие в истории: ради спасения человека Бог явился во плоти (1 Тим. 3, 16). Не случайно благословенную Рождественскую ночь называют святой: нам даровано счастье быть свидетелями великого таинства, с ликованием и трепетом славить Бога вместе со всей вселенной, с ангельскими силами:
Дева днесь Пресущественнаго раждает,
и земля вертеп Неприступному приносит.
Ангели с пастырьми славословят,
волсви же со звездою путешествуют:
нас бо ради родися
Oтроча Младо, Превечный Бог.
Кондак праздника Рождества Христова
Праздником исцеления, воссоздания человека называет Рождество Христово святитель Григорий Богослов, потому что Господь Своим воплощением исцеляет поврежденную грехом человеческую природу: «Само Божие Слово… Источник жизни и бессмертия, отпечаток первообразной Красоты… определение и слово Отца, приходит к Своему образу, носит плоть ради плоти, соединяется с разумной душой ради моей души, очищая подобное подобным; делается человеком по всему, кроме греха» (святитель Григорий Богослов. Слово 38. На Богоявление или на Рождество Спасителя).
Наверное, смысл этого события не постижим для людей до конца. Но добрая, светлая, мирная радость Рождества доступна каждому человеческому сердцу; в святые дни она ощущается всеми людьми, начиная с самых маленьких наших прихожан. Это не случайно — на Рождество все мы чувствуем особую близость Божию: Творец вселенной, Всесильный Бог, «приклонив небеса, сходит» (тропарь канона праздника Рождества Христова, песнь 1) в наш мир, к Своему творению. Владыка мира принимает образ раба, рождается от Девы в тесной холодной пещере, возлегает в яслях для скота. Ради нас, вместе с нами Он проживает жизнь, полную лишений и скорбей, терпит поношения и клевету. Ради нашего спасения Спаситель принимает вольную страсть и восходит на Крест…
Сын Божий проявляет Свое божественное величие в смирении. Уважая человеческую свободу, Он ни к чему не принуждает и ничего не требует от тех, кому даровал жизнь, кого призвал от небытия к бытию. Наоборот — приносит им в дар Самого Себя: Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф. 20, 28). Все земное служение Родившегося Богомладенца свидетельствует о том, что Бог есть любовь (1 Ин. 4, 8). Вот почему воссиявшее в Вифлееме Солнце Правды согревает на Рождество всех, побеждая холод греха в человеческих сердцах.
«Что тебе принесем, Христе?» — такой вопрос звучит в службе Рождества; как можем мы благодарить Господа за Его дары?
Святитель Амвросий Медиоланский в «Слове о том, как до́лжно встречать день Рождества Христова» на это отвечает:«Кто искренне любит Христа, пусть светлее украсит себя соблюдением Его заповедей, дабы Он видел, что мы истинно в Него веруем». «Утешить странников, облегчить скорби вдовиц и одеть нищих» — все эти дела милосердия, по слову святителя, будут нашим лучшим откликом на дар Рождества.
Задача всей нашей жизни — воспитать в себе милующее сердце. Для христианина это важнее всего другого. А наше сердце расширяется, становится способным вместить Бога и ближних, когда мы исполняем Его заповеди, читаем Евангелие и по нему сверяем всю свою жизнь, мысли, чувства, отношение к другим людям. Живущим в современном мире трудно стремиться подражать подвигам великих древних святых, но надо стараться ежедневно и ежечасно творить маленькие добрые дела ради Бога. У святых отцов этот путь называется малым доброделанием. Надо помнить, что все, кто находится рядом с нами, нуждаются в нашем тепле и внимании — даже те, кто по каким-то причинам к нам враждебен или нам неприятен. Преподобный Амвросий Оптинский замечал, что каждому «в жизни сей нужен сочувственный взор, ласковое слово, нужно сознание, что нас любят и нам верят, нужно то, что в мире самое редкое и самое великое сокровище — сердце внимательное».
В нашем обществе принято широко отмечать начало нового года, приносить друг другу пожелания всего самого доброго. Но для нас, христиан, очень важно и благодарить Господа за год прошедший, ведь, несмотря на все сложности нашей жизни, он был наполнен Его милостью.
Слава Богу, мы можем открыто исповедовать свою веру и воспитывать в вере наших детей. В нашей епархии продолжалось возведение новых и реставрация старинных храмов. Очень радостно, что в них собираются люди, многие из которых только начинают открывать для себя церковную жизнь.
От Рождества Христова и доныне совершается Господом дело спасения человека, и будет совершаться до конца времен. Невидимая, но могущественная сила благодати Божией, которой держится весь мир, пребывает в Церкви Христовой. И дай Бог, чтобы мы воспользовались тем даром, который подает нам Господь; чтобы к Его благодатной помощи мы могли приложить и свое произволение — желание исправиться и восстановить в себе первоначальный, незамутненный грехом образ Божий. Я от души желаю этого всем нам, отцы, братия и сестры!
Еще раз сердечно поздравляю всех с праздником! Благодарю вас за совместную молитву в святые дни, за любовь к храму Божию. Молюсь, чтобы в наступившем новолетии Господь даровал нам мудрость и силы возрастать в добре, благословил наши дела и начинания, сохранил наше Отечество и наших близких в мире и благоденствии.
Будем помнить: что бы ни происходило в нашей жизни и в мире — с нами Бог (Мф. 1, 23). Обильной милости и всесильной помощи воплотившегося нас ради Христа Спасителя желаю всем вам в наступившем году!
Смиренный Лонгин, Божией милостью Митрополит Саратовский и Вольский
Рождество Христово 2019/2020, г. Саратов
материал статьи взят с портала «Православие и современность»