Посты установлены Церковью для того, чтобы накануне праздника верующие имели возможность уделить своей духовной жизни достаточно внимания, совершая подвиг поста и сугубой молитвы, и тем самым приготавливая себя к празднованию великих событий церковной истории, воспоминаемым в тот или иной период годичного круга богослужений.
Успенский пост уже считается осенним, и, действительно – он открывает врата нового времени года, а завершает церковный год: 14 сентября по новому стилю – церковное новолетие. Успенский пост – единственный, посвященный Богородице: он начинается за две недели до праздника Успения Пресвятой Богородицы. Можно сказать, что он «связывает» три праздника. В первый день поста, 14 августа, Церковь воспоминает несколько событий: Происхождение (Изнесение) Честных Древ Животворящего Креста по улицам Константинополя; День Крещения Руси в 988 г.; одержание в 1164 г. победы в сражении с волжскими булгарами святым благоверным князем Андреем Боголюбским через знамение иконы Спасителя, Божией Матери и Креста в небе; память семи мучеников Маккавеев, матери их Соломонии и учителя их Елеазара, пострадавших ради Господа еще в 166 г. до Рождества Христова. 19 августа с особой радостью празднуется Преображение Господне. Апогеем летних церковных торжеств становится Успение Божией Матери, празднуемое 28 августа. На следующий день, 29 августа, воспоминается перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа. Успенский пост дошел до нас с древних времен христианства.
На этот небольшой период приходится три праздника в честь Спасителя, которые наш благочестивый народ обозначил соответственно тем плодам, которые приносятся в эти дни в храмы на освящение. 14 августа освящается мед, отсюда «Медовый Спас»; на Преображение 19 августа – яблоки, давшие название «Яблочному Спасу»; в конце последнего месяца лета созревают орехи, потому 29 августа называют «Ореховым Спасом», а также иногда «Мокрым Спасом» от того, что в храмах служат водосвятный молебен, окропляя святой водой все, что Господь щедро посылает людям для поддержания наших физических сил.
Успенский пост не продолжительный, но по строгости не уступает Великому. В период этого поста, согласно Уставу, рыба разрешается лишь раз – в праздник Преображения Господня.
Конечно, каждый пост должен заканчиваться осознанием своего образа жизни, человек должен прийти на исповедь, причаститься Святых Христовых Таин. Основное предназначение поста – побудить человека задуматься над жизнью, прийти к разумным выводам и изменить ее, начав жить по Заповедям Божиим и рекомендациям церковным. Этому способствует и говение, и молитва, и ограничение себя на этот период в посещении различных увеселительных мероприятий.
Наша земная жизнь коротка, и никто не знает, когда она может оборваться: сегодня, завтра, послезавтра или через 40 лет. Человек всегда должен быть готов к главной встрече – встрече с Богом. Пусть Господь поможет каждому из вас, дорогие братья и сестры, понести посильные подвиги поста, поразмыслить над своей жизнью, над целью, над смыслом.
По материалам сайтов: www.pravmir.ru , www.moyhram.org , www.simblago.com