Икона Рождества Христова

ТРОПАРЬ
КОНДАК
ВЕЛИЧАНИЕ

День празднования: 7 января (н.ст.)

Икона «Рождество Христово» была написана на средства прихожан иконописной мастерской «ТИП-ИКОН» (г. Чистополь, Татарстан)

События праздника

Православная Церковь празднует Рождество Господа, Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа 25 декабря/7 января. Этому празднику предшествует пост, который хотя и не так строг, как пост Великий, однако так же продолжается сорок дней. По словам блаженного Симеона Солунского (ум. 1429), «пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти».

О рождении Христа Спасителя и о событиях, связанных с ним, повествуют только два евангелиста: Матфей и Лука. Матфей сообщает об откровении тайны воплощения праведному Иосифу, о поклонении волхвов и бегстве святого семейства в Египет и об избиении вифлеемских младенцев, а Лука более подробно описывает обстоятельства, при которых родился Христос Спаситель в Вифлееме, и рассказывает о поклонении пастырей.

Откровение Иосифу тайны Воплощения

Евангелист Матфей (Мф. 1:18–25) сообщает о том, что вскоре после обручения Пресвятой Девы со старцем Иосифом, «прежде, нежели сочетались они», то есть прежде заключения полноценного брака между ними, Иосифу стало ясно, что Обрученная ему Девушка носит в Себе Дитя. Будучи праведным, то есть справедливым и милосердным, Иосиф не захотел обличить мнимого Ее преступления перед всеми, чтобы не подвергать Ее позорной и мучительной смерти согласно закону Моисея (Втор. 22:23–24), а намеревался тайно отпустить Ее от себя без оглашения причины. Но когда он помыслил это, явился ему ангел Господень и объяснил, что «Родившееся в Ней есть от Духа Святого», а не плод тайного греха. Далее ангел сказал: «Родит же Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их»; имя Иисус, по–еврейски Йешуа, значит – Спаситель. Чтобы Иосиф не сомневался в истинности сказанного, ангел указал на древнее пророчество Исайи: «Се, Дева во чреве примет, и родит Сына» (Ис. 7:14). Не следует думать, что пророчество не исполнилось, если пророк говорит «нарекут Ему имя Эммануил», а

Рожденного от Девы Марии нарекли Иисусом. Эммануил – имя не собственное, а символическое, означающее «с нами Бог», ибо в Господе Иисусе Христе Бог явился на земле и стал жить с людьми. Убежденный словами ангела, Иосиф «принял жену свою», то есть отказался от намерения отослать Ее от себя, оставил жить в своем доме как жену, и «не знал Ее, как, наконец, Она родила Сына Своего первенца». Написанное значит, будто после рождения Иисуса он стал жить с Ней как с супругой. «Первенцем» же Иисус называется не потому, что Пресвятая Дева имела после Него других детей, а потому, что Он родился первым и притом единственным. В Ветхом Завете, например, Бог повелевает освятить Себе «всякого первенца», независимо от того, будут ли после него в семье другие дети или нет. Иосиф знал о намерениии Марии сохранить девство. Кроме того, он был в преклонном возрасте, его первая супруга к тому времени умерла, а дети от первого брака повзрослели. Именно они упоминаются в Евангелии как «братья Иисуса Христа» (Мф. 13:55, Ин. 2:12 и др.).

Обстоятельства и время Рождества Христова

Подробнее всего об обстоятельствах Рождества Христова и о времени, когда оно произошло, говорит евангелист Лука (Лк. 2:1–20). Рождество Христово он приурочивает к переписи всех жителей Римской империи, проведенной по велению «кесаря Августа», то есть римского императора Октавиана, который получил от римского сената титул Августа – «священного». К сожалению, точной даты этой переписи не сохранилось, но время правления Октавиана Август, личности, хорошо известной в истории, а также при помощи других данных, о которых будет сказано дальше, дает нам возможность хотя бы приблизительно, с точностью до нескольких лет определить год Рождества Христова. Принятое у нас теперь летоисчисление «от Рождества Христова» было введено в VI веке римским монахом Дионисием, названным Малым. В основание своих исчислений Дионисий поставил тот расчет, что Господь Иисус Христос родился в 754 году от основания Рима, но, как показали более тщательные исследования, расчет его оказался ошибочным: Дионисий указал год, по крайней мере, на пять лет позже действительного.

Каждый должен был записаться «в своем городе». Римская политика всегда примерялась к обычаям побежденных, а еврейские обычаи требовали, чтобы запись велась по коленам, родам и племенам, для чего каждому требовалось явиться на перепись в тот город, где некогда жил глава его рода. Поскольку Иосиф был из рода царя Давида, он должен был отправиться в Вифлеем – в город, где родился Давид. В этом виден замечательный промысел Божий: согласно предсказанию древнего пророка Михея (Мих. 5:2), Мессии надлежало родиться в этом городе. По римским законам в побежденных странах наравне с мужчинами и женщины подлежали поголовной переписи. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Пресвятая Дева Мария, в Ее положении, сопутствовала хранителю Своей девственности – старцу Иосифу.

«И родила Сына Своего первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице». Из–за множества путешественников, приехавших раньше, а также из–за своей бедности, святое семейство вынуждено было поселиться в одной из пещер, какими богата Палестина и куда пастухи сгоняли скот в ненастную погоду. Здесь–то и родился Божественный Мессия, положенный, вместо детской колыбели, в ясли, приняв тем самым от самого Своего рождения крест унижений и страданий для искупления человечества.

Поклонение пастухов

Однако рождение и всю земную жизнь Спасителя сопровождало не только унижение, но и отблески Его божественной славы. Пастухам – может быть, тем самым, которым принадлежала пещера и которые, благодаря хорошей погоде, ночевали в поле, – явился ангел Господень, осиянный божественной славой, и возвестил «великую радость» о рождении во граде Давидовом Спасителя, «Который есть Христос Господь». Здесь важно отметить слова ангела о том, что эта «великая радость» будет «всем людям», то есть что Мессия пришел не для одних евреев, но для всего человеческого рода. Ангел при этом дал пастухом «знамение», то есть знак, по которому они могут узнать Его: «Найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях». И как бы в подтверждение истинности слов ангела явилось «многочисленное воинство небесное», целый сонм ангелов, воспевавших дивную хвалу новорожденному Богомладенцу: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение».

Пастухи, люди, видимо, благочестивые, тотчас поспешили туда, куда указал им ангел, и первыми удостоились чести поклониться Христу – Младенцу. Они разглашали повсюду, куда только ни заглядывали, о явлении им ангелов и об услышанном ими небесном славословии, и все, слышавшие их, дивились. Пресвятая Дева Мария, полная глубокого смирения, запоминала все это, «слагая в сердце Своем».

Поклонение волхвов

О поклонении родившемуся Спасителю волхвов рассказывает евангелист Матфей (Мф. 2:1–12). Когда родился Иисус «в Вифлееме Иудейском», пришли в Иерусалим волхвы с востока. Иудейским Вифлеем называется здесь потому, что был и другой Вифлеем, в Галилее, в колене Завулоновом. Волхвы, пришедшие поклониться Христу, были ученые, тайновидцы, обладавшие большими знаниями, подобные тем, над которыми начальствовал Даниил в стране Вавилонской(Дан. 2:48). Подобные волхвы в Вавилоне и Персии пользовались большим уважением, бывали жрецами и советниками царей. Евангелист говорит, что они пришли «с востока», не называя, из какой именно страны. Но употребленное Евангелистом слово «магос» – персидское, поэтому наиболее вероятно, что пришли они из Персии или же из страны, составлявшей прежде Вавилонское царство, так как там во время семидесятилетнего пленения иудеев предки этих волхвов могли слышать от иудеев, что они ждут великого Царя, Избавителя, Который покорит весь мир; там же жил пророк Даниил, предсказывавший о времени пришествия этого Царя.

Изучение звездного неба было одним из главных занятий персидских мудрецов. Поэтому Господь призвал их к поклонению Родившемуся Спасителю мира через явление необыкновенной звезды. На Востоке в это время было широко распространено убеждение, что в Иудее должен явиться Владыка мира, Которому подобает поклонение от всех народов. Поэтому, придя в Иерусалим, волхвы стали уверенно спрашивать: «Где родившийся Царь Иудейский?»

Эти слова вызвали тревогу у тогдашнего правителя Иудеи, Ирода Великого, который не имел никаких законных прав на престол и вызвал ненависть своих подданных. С ним встревожился и весь Иерусалим, опасаясь, может быть, новых репрессий со стороны напуганного необычайным известием Ирода.

Ирод, решивший уничтожить своего новорожденного, как он думал, соперника, созвал первосвященников и книжников и прямо задал им вопрос о месте рождения Царя Иудейского, Мессии: «Где должно родиться Христу?» Книжники тотчас же указали ему на всем известное пророчество Михея, приводя его не буквально, но сходно по смыслу о том, что Мессия должен родиться в Вифлееме. Вифлеем значит – дом хлеба, а Ефрафа – плодоносное поле; названия, характеризующие особенное плодородие земли. В подлинном пророчестве Михея замечательно указание, что Мессия только «произойдет» из Вифлеема, но не будет жить там, и что действительное Его происхождение – «от начала, от дней вечных» (Мих. 5:2). Ироду для верного исполнения его кровавого замысла хотелось также знать и время рождения Царя Иудейского. Потому он пригласил к себе волхвов, чтобы тайно допросить их о времени явления звезды, а затем отправил их в Вифлеем с тем, чтобы они, вернувшись, рассказали все, что узнают о Новорожденном. Когда волхвы отправились в Вифлееем, то звезда, которую они увидели, шла перед ними, указывая верный путь.

Что это была за звезда? Было ли это какое-то необычное природное явление, или иносказание, или сверхъестественный знак – доподлинно неизвестно. Однако именно она вела волхвов, и под конец «остановилась над тем местом, где был Младенец». Далее сказано о волхвах, что они «падши, поклонились» Новорожденному и «открывши сокровища свои, принесли Ему дары»: золото, как Царю, ладан, как Богу, и смирну, как человеку, имеющему вкусить смерть. Получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, замыслившему умертвить Иисуса, волхвы иным путем, то есть не через Иерусалим, ушли в свою страну, вероятно, на юг от Вифлеема.

Бегство в Египет, избиение младенцев и возвращение святого Семейства

После ухода волхвов ангел Господень, явившись во сне Иосифу, повелел ему, взяв Младенца и Матерь Его, бежать в Египет, что тот и исполнил, отправившись туда ночью. Египет находится на юго-западе от Иудеи, и до границы с ним надо было идти около 120 км. Он тоже был тогда римской провинцией, в которой жило много иудеев; они имели там свои синагоги, но туда не простиралась власть Ирода, и святое семейство, остановившись у своих соотечественников, могло чувствовать себя в безопасности. О путешествии святого семейства в Египет сохранилось множество замечательных преданий. Одно из них гласит, что, когда Иосиф с Иисусом и Его Матерью вошли в языческий храм, то находившиеся там идолы пали на землю и разбились: так исполнилось над ними слово пророческое «Господь воссядет на облаке легком» (на руках Пречистой Девы Марии), «и потрясутся от лица Его идолы Египетские» (Ис. 19:1). В том, что Младенец – Иисус должен был бежать именно в Египет и затем вернуться оттуда, евангелист видит исполнение пророчества Осии: «Из Египта вызвал Сына Моего» (Ос. 11:1). У пророка слова эти относятся, собственно, к исходу еврейского народа из Египта, но так как избранный Богом народ еврейский был прообразом истинного первородного и единственного Сына Божия Иисуса Христа, то вывод еврейского народа из Египта послужил прообразом воззвания из Египта же Иисуса Христа. Ирод разгневался, когда волхвы не вернулись в Иерусалим, и счел себя «поруганным», осмеянным ими. Это привело его в еще большую ярость. Узнав от волхвов, что звезда явилась им больше года назад, он сделал вывод, что Младенец теперь если и старше года, то моложе двух лет‚ а потому издал жестокий указ избить в Вифлееме и его окрестностях всех младенцев «от двух лет и ниже», в расчете, что в числе их окажется и Иисус Христос. Подобная жестокость была совершенно в характере Ирода, о котором, по свидетельству иудейского историка Иосифа Флавия, известно, что он из пустой подозрительности велел задушить свою жену и умертвить трех своих сыновей.

Святое семейство пробыло в Египте не более года. Царь Ирод умер, и Иосиф получил во сне откровение, призывавшее его возвратиться в Израильскую землю. Там Иосиф решил было жить в Вифлееме, но когда услышал, что в Иудее воцарился худший из сыновей Ирода – Архелай, кровожадный и жестокий, подобно отцу, то «убоялся туда идти» и, получив во сне новый знак, направился в пределы Галилеи, где и поселился в городе Назарет, в котором жил он и прежде, занимаясь ремеслом плотника.

Тропарь, глас 4:

Рождество́  Твое́,  Христе́  Бо́же  наш,/ возсия́  ми́рови  свет ра́зума, / в нем бо звезда́м служа́щии,/ звездо́ю уча́хуся,/ Тебе кла́нятися Со́лнцу Пра́вды,/ и Тебе́ ве́дети с высоты́ восто́ка: // Го́споди, сла́ва Тебе́.

Кондак, глас 3:

Де́ва днесь Пресу́щественнаго ражда́ет,/ и земля́ верте́п Непристу́пному прино́сит,/ А́нгели с па́стырьми славосло́вят,/ волсви́ же со звездо́ю путеше́ствуют:/ нас бо ра́ди роди́ся // Отроча́ Мла́до, Преве́чный Бог.

Величание

Велича́ем Тя,/ Живода́вче Христе́,/ нас ра́ди ны́не пло́тию Ро́ждшагося/ от Безневе́стныя/ и Пречи́стыя Де́вы Мари́и.

Задостойник

Велича́й, душе́ моя́,/ Честне́йшую и Сла́внейшую Го́рних во́инств, Де́ву Пречи́стую, Богоро́дицу.

Люби́ти у́бо нам, я́ко безбе́дное стра́хом,/ удо́бее молча́ние,/ любо́вию же, Де́во,/ пе́сни тка́ти, спротяже́нно сло́женныя, неудо́бно есть;// но и, Ма́ти, си́лу, ели́ко есть произволе́ние, да́ждь.

Приходской сайт